В 1974 году в городе Нижнем Ломове
Пензенской области был открыт детский дом-интернат для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
25 августа 1974 года дом наполнился звонкими голосами - это приехали дети из
Мокшанского детского дома, других - привезли родители. Новое
здание было совершенно не приспособлено для детей с
ограниченными возможностями.
Вокруг дома были только камни. Но коллектив единомышленников под
руководством первого директора Дубошиной Зинаиды Николаевны
приложил все усилия для того, чтобы этот дом стал для детей
«малой Родиной». Территория
была приведена в порядок, оборудована детская площадка, заложен
большой яблоневый сад, около дома вырос прекрасный
розарий.
В 2000 году детский дом-интернат получил статус специального
(коррекционного) детского дома для детей с отклонениями в
развитии, в 2004 году он стал государственным стационарным
учреждением социального обслуживания, а с 2011 года является
государственным бюджетным стационарным учреждением социального
обслуживания Пензенской области «Нижнеломовский детский
дом-интернат для детей с физическими недостатками».
Целями деятельности Учреждения являются:
·
создание
соответствующих возрасту и состоянию здоровья
несовершеннолетних, в том числе детей-инвалидов, частично или
полностью утратившим способность к самообслуживанию и
нуждающимся в постоянном постороннем уходе, благоприятных
условий жизни, питания и ухода, оказание им медицинской помощи,
представление социальных услуг, организация их посильной
трудовой деятельности, физического воспитания, отдыха и досуга;
·
оказание
несовершеннолетним социальной, психологической и иной помощи в
восстановлении их социального статуса, содействии в возвращении
несовершеннолетних в семьи или в осуществлении устройства
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (законных
представителей);
·
проведение
детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья
оздоровительных, реабилитационных мероприятий (медицинских,
социальных), направленных на устранение или возможно полную
компенсацию ограничений жизнедеятельности детей-инвалидов и
детей с ограниченными возможностями здоровья в целях их
социальной адаптации и интеграции в общество.
В настоящее
время учреждение
рассчитано на 40 мест. Здесь проживают и обучаются
воспитанники
в
возрасте от 4 до 18 лет из разных регионов Российской Федерации.
Социальный статус большинства детей – сироты и оставшиеся без
попечения родителей. В марте 2016 года открылось отделение
социального приюта. Отделение обеспечивает временное проживание
и предоставление социальных услуг несовершеннолетним в возрасте
от 3 до 18 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в
стационарной форме. Отделение рассчитано на 14 мест.
Материально-техническая база учреждения позволяет предоставлять
социальные услуги воспитанникам на высоком современном
уровне.
На первом
этаже находится водолечебница, медицинская часть с кабинетами
массажа, физиолечения, ЛФК, актовый зал, спортивный зал,
столовая, отделение социального приюта. На втором этаже
расположены светлые и просторные классные комнаты, уютные
спальни, библиотека, оборудованный по последним информационным
технологиям компьютерный класс, игровые, кабинет логопеда,
кабинет психолога, сенсорная комната.
Учреждение
обеспечено помещениями, сооружениями и оборудованием для
проживания в соответствии с нормативами. Имеется 6 единиц
автотранспорта. Площадь спальных комнат на 1 воспитанника
составляет 8, 5 кв.м. В спальных комнатах проживает
не более 4 воспитанников. Комнаты оснащены необходимой мебелью:
кроватями, шкафами для хранения одежды, прикроватными
тумбочками, комодами для хранения белья, стульями. В каждом
спальном помещении имеются ковровые покрытия.
Медицинская база детского дома-интерната соответствует всем
необходимым требованиям для осуществления комплексной
реабилитации детей и подростков с заболеваниями
опорно-двигательного аппарата.
Кабинет лечебной физкультуры оснащён
множеством тренажёров для развития общей двигательной
активности, координации движений, равновесия, улучшения
положения ступни, коррекции осанки; с удовольствием воспитанники
занимаются в сухом бассейне; неотъемлемой частью
восстановительного лечения являются физиотерапевтические
процедуры, а также общий и точечный массаж.
В лечебных целях используются: бассейн, подводный душ-массаж,
хвойные и морские ванны, души, солярий. В качестве профилактики
простудных заболеваний и укрепления иммунитета используется
фитотерапия.
Использование
в реабилитационном процессе всех видов лечения даёт
положительную динамику в развитии и частичном восстановлении
двигательных функций детей-инвалидов с нарушением функций
опорно-двигательного аппарата.
Ежегодно воспитанники детского дома имеют возможность в
летний период отдохнуть и укрепить здоровье в летнем
оздоровительном центре «Заря», расположенном
недалеко от
г.Пензы, в сосновом лесу на берегу Светлополянского озера в
экологически чистой зоне отдыха.
На базе учреждения организован образовательный процесс, который
осуществляют педагоги
Государственного казенного общеобразовательного учреждения
Пензенской области "Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся по
адаптированным образовательным программам", подведомственного
Министерству образования Пензенской области.
Для осуществления образовательной деятельности в учреждении созданы все
необходимые условия: имеются учебные классы с набором мебели,
оборудования и инвентаря, методического и дидактического
материала в соответствии с программами обучения, игровые
комнаты, спортивный и тренажёрный залы, компьютерный класс с
выходом в сеть Интернет.
В результате учащиеся получают основное общее и начальное общее
с элементами основного общего образования в соответствии с
программами 6 и 8 видов.
После окончания школы воспитанники имеют возможность продолжить
обучение в средне-специальных и высших учебных заведениях
Пензенской и Рязанской областей, городов Саратова и Москвы.
В учреждении работает служба коррекционного сопровождения, в
которую входят педагог-психолог, логопед, социальный педагог.
Основные направления деятельности службы: психодиагностика,
разработка коррекционных программ, проведение групповых и
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, защита законных
прав и интересов воспитанников.
Их кабинеты оснащены в соответствии с требованиями, имеется модульное,
игровое и реабилитационное оборудование, дидактический и
развивающий материал.
Система
дополнительного образования детей является одним из важнейших
элементов в воспитательно-образовательной структуре детского
дома. В ноябре 2016 года
получена лицензия на осуществление дополнительного образования
детей и взрослых, а также заключён договор о совместной
образовательной деятельности с МБОУ дополнительного образования
«Станция юных техников». Кружковой работой охвачено 100 %
воспитанников. В учреждении
работают ещё
8 кружков по интересам разной направленности:
декоративно-прикладное творчество, театральное искусство, спорт.
Для этого имеются 3 трудовые мастерские для занятий
декоративно-прикладным творчеством, спортивный зал, актовый зал.
На занятиях в кружках идёт развитие творческих способностей детей, а также
расширяется кругозор, формируется их мировоззрение и адаптивные
механизмы поведения, развиваются коммуникативные качества
личности, умение строить социальные взаимоотношения, повышается
уровень воспитанности.
Воспитанники учреждения активные
участники культурно-массовых и спортивно-оздоровительных
мероприятий различных уровней.
Успешная социальная адаптация предполагает наличие у детей с
ограниченными возможностями здоровья
комплекса определенных знаний и умений, необходимых для
жизнедеятельности в социуме.
Процесс социальной адаптации происходит через формирование и
развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания,
трудовых умений и навыков.
С этой целью в учреждении воспитатели, инструкторы по труду,
педагоги социально-психологической службы реализуют
программу комплексной
подготовки воспитанников детского дома-интерната к успешной
социальной адаптации и
проводят
во внеурочное время цикл занятий по следующим
направлениям:
личностное развитие; здоровый образ жизни;
основы социализации и общения; семейное воспитание; нравственно
– эстетическое воспитание; трудовое воспитание.
В детском доме сложилась одна большая разновозрастная
семья детей и взрослых, в которой все вместе радуются успехам
друг друга и решают многие жизненно важные вопросы.
|